Обустраивая участок на даче необходимо предусмотреть место стоянки под одну или 2 машины, как для себя, так и для гостей. Существует множество вариантов готовых покупных конструкций, однако все они имеют достаточно высокую стоимость.
В этой статье мы рассмотрим, как построить навес для машины своими руками. Разновидности конструкций, применяемые материалы, их достоинства и недостатки. Особенности проектирования и расчета материала и последовательность этапов выполнения работ.
- Классификация навесов для машин
- Используемые материалы, их достоинства и недостатки
- Особенности использования дерева
- Применение металлических строительных конструкций
- Краткое сравнение кровельного материала для навеса
- Расчет, чертежи и размещение навеса для автомашины
- Выбор места и подготовка строительной площадки
- Устройство фундамента
- Монтаж каркаса
- Укладка кровли
- Выводы
Классификация навесов для машин
По типу конструкции навесы для машины делятся на следующие типы:
- Одно и двускатные;
- С арочными и полуарочными перекрытиями;
- Дугообразные;
- Пирамидальные;
- Купольные;
- Многогранники.
Сложные строения, состоящие из большого числа плоскостей, соединенных в единую конструкцию, конечно, выглядят привлекательно, но имеют несколько существенных недостатков. Во-первых, сложность выполнения работ своими руками. Во-вторых, не всегда футуристический дизайн готового изделия гармонично вписывается в общий стиль дачного участка.
По способу монтажа навесы под машины можно разделить:
- Пристроенные – они могут иметь дополнительные стойки или быть консольными на тросовых креплениях. Монтируются такие навесы для машин с односкатной крышей, непосредственно на стене главного сооружения участка. Они могут быть продолжением балкона двухэтажного здания, или выполнять вспомогательные функции, являясь крытой верандой с земляным или каменным полом, защищая от дождя вход в дом.
- Возведенные отдельно. Конструкции располагаются обособленно, без привязки отдельных элементов и несущих узлов к частям других сооружений или зданий. Кроме функции навеса для машины, на даче они могут выполнять роль беседки и в дождливые дни быть крытым павильоном.
Важно! Разработка дизайна конструкции и выбор материала для навеса под машины производится не только из функциональных соображений. Как малая архитектурная форма, сооружение будет включено в общий ансамбль ландшафтного дизайна, и должно выполнять декоративную и эстетическую функции.
Используемые материалы, их достоинства и недостатки
Наиболее популярными материалами и конструкционными элементами, из которых чаще всего сооружают навес для машины своими руками, являются:
- Покрытие:
- Поликарбонатовый лист;
- Металлочерепица;
- Профнастил;
- Асбестовый шифер;
- Мягкая черепица (ондулин).
- Несущие конструкции:
- Деревянные материалы (брус, бревна, доски);
- Профилированный металл (швеллера, двутавры, трубы, уголки).
Особенности использования дерева
В качестве основных преимуществ можно отметить:
- Экологическая чистота материала;
- Незначительный вес возводимой конструкции не требует заглубленных анкеров, чтобы крепить к земле каркас;
- Простота сборочной и финишной обработки материала (полировка, лакирование);
- Невысокая стоимость.
Недостатки:
- Необходимость дорогого ежегодного обслуживания, подготовка на зиму – пропитка антисептиками, покраска;
- Огнеопасность всей конструкции;
- Сравнительно невысокая долговечность;
- Низкая прочность (это может быть и достоинством, заменить перебитый деревянный столб дешевле, чем бампер на иномарке).
Применение металлических строительных конструкций
Преимущества сборки навеса для машин на даче своими руками из металла:
- Максимальная прочность устойчивость и надежность всей пространственной конструкции;
- Устойчивость к высокой температуре и открытому огню;
- Отсутствие температурных и влажностных деформаций материала;
- Пластичность материала, возможность придания любой формы;
- Эстетичность конструкции при использовании кованых элементов.
Основными недостатками работы с железом являются:
- Высокая стоимость;
- Необходимость периодического обновления антикоррозионного покрытия.
Краткое сравнение кровельного материала для навеса
- Профлист, металлочерепица – стоимость материала выше средней. Надежный, долговечный, прост в установке и эксплуатации, не требует особого ухода. Очень существенным недостатком является «громкость» такого покрытия. Но если навес для машины планируется как дачный вариант, то этот минус несущественный.
- Листовой иди волновой асбестовый шифер – традиционный кровельный материал проверенный временем. Имеет низкую стоимость достаточную прочность и огнестойкость. Значительный вес листов в сочетании со снежной нагрузкой могут потребовать дополнительного усиления каркаса.
- Армированное полихлорвиниловое полотно – оптимальный вариант для временного навеса. Однако оно имеет довольно высокую стоимость и при нагревании выделяет сильный неприятный запах. При эксплуатации в жарком климате для сборной двускатной конструкции лучше брезентовый материал.
- Сотовый или монолитный поликарбонат. Для облицовки криволинейных форм используется сотовый, как более гибкий. Монолитный – более прочный и гарантировано не пробивается градом, но имеет существенно большую стоимость. Обе разновидности производятся в широкой цветовой гамме, которая не выцветает со временем, удобны в работе. Существенный недостаток – горючесть материала.
Расчет, чертежи и размещение навеса для автомашины
Для облегчения процесса строительства навеса для машины своими руками, чертежи должны определять следующие ключевые моменты:
- Размеры навеса под машину, количество несущих элементов – колонн, кронштейнов, других крепежей;
- Форму крыши, вид количество и профиль несущих ферм;
- Наличие и тип основных соединительных узлов, способ крепежей (электросварка, заклепки, винтовые соединения);
- Тип и толщина кровельного материала – принимаем поликарбонатный лист;
- При подготовке к строительству необходимо учитывать наличие и уровень грунтовых вод на участке, снеговую и ветровую нагрузку (парусность кровли).
Выбор места и подготовка строительной площадки
Необходимо сразу предусмотреть возможность подведения электричества для подключения электроинструментов и сварочных аппаратов. Проводка выполняется подземным способом в защитном рукаве, так как в дальнейшем эта линия будет использована для освещения навеса для машин.
Выбирается площадка для размещения навеса. Ее место, по возможности, не должно проходить по основным маршрутам, ранее проложенным по участку. Расстояние до забора согласно СНиП 30–02–97 должно составлять не менее 1 м, но при условии, что навес для машин будет оборудован таким образом, чтобы дождевые воды отводились на собственный участок. Стройплощадка очищается от посторонних предметов и мусора, существующие уклоны выравниваются.
Устройство фундамента
Учитывая, что возводимая конструкция является легкой и не оказывает на грунт значительного давления, целесообразно ограничиться столбчатыми или свайными типами фундаментов.
Для столбчатого вырывается яма глубиной ниже уровня промерзания грунта, ориентировочно 30-50 см. В нее помещается отрез асбестоцементной трубы соответствующего диаметра 40-50 см и заливается бетоном. После заполнения в бетонную смесь вставляется анкер, к которому будут крепиться колонны.
Устройство фундамента с помощью винтовых свай несколько проще. Сваи небольшого диаметра и длины вкручиваются в грунт при помощи лома и заливаются цементно-песчаной смесью. Если проушины, которые использовались для закручивания, не деформированы, то они могут выступать в роли анкера.
Монтаж каркаса
После приобретения бетоном необходимой крепости (не менее 24 дней), можно приступать к установке колонн. Каркас состоит в основном из металлопроката различного типа, труб квадратного сечения, уголков и т.п. Наиболее удобно выполнять винтовые соединения несущих узлов.
Важно! Покраску металлических частей осуществляют до начала процесса монтажа кровли.
Укладка кровли
Поликарбонатные листы разрезаются преимущественно вдоль ячеек. Для резки можно воспользоваться ручной циркулярной пилой, электролобзиком или обычной ножовкой. Отверстия высверливаются обычными сверлами по металлу с углом заточки в 30°. Крепление к обрешетке навеса для машин производится в заранее высверленные отверстия с шагом в 50 см по ровной поверхности и 20-30 си по криволинейной (в зависимости от силы изгиба), края кровельного материала должны прилегать плотно, не оставляя щелей. Крепление производят с помощью специальных крепежей для сотового поликарбоната.
Выводы
Придерживаясь плана и следуя инструкции сделать навес для машины своими руками довольно просто. Однако следует отметить, что несмотря на кажущуюся простоту процесс этот длительный, ибо требует строгого соблюдения всех технологических пауз и последовательности этапов проведения работ.