Ремонт деревянного крыльца и бетонного своими руками

Ничто не вечно… И даже если строили на века, и выбирали самые лучшие и качественные материалы, рано или поздно возникает вопрос о реставрации дома, и первое, с чем придется столкнуться – это ремонт крыльца. Именно этот архитектурный элемент здания в процессе эксплуатации претерпевает самые большие физико-химические, биологические и механические нагрузки, и со временем пристройка ветшает.

Реставрация крыльца – задача первостепенная, ведь с входной группы  начинается впечатление о доме в целом, о его хозяевах. Крыльцо — это некий портал, который связывает участок и жилище, и этот переход должен быть эстетичным, комфортным, безопасным, и надежно защищать вход от порывов ветра, пыли и осадков. В статье мы расскажем, как сделать ремонт крыльца своими руками, как правильно реконструировать ступеньки, и чем лучше покрасить конструкцию.

Деревянное крыльцо в аварийном состоянии
Когда входная группа пришла в негодность, возникает вопрос: как отремонтировать, и как покрасить крыльцо, чтобы оно прослужило долгое время

Причины и следствия

Если крылечко сделано правильно, с соблюдением всех технологий строительства, то оно простоит без ремонта полвека и более. Но на практике же, зачастую, картина плачевная: бетон отслаивается, дерево гниет, камень и плитка отваливается, появились трещины, конструкция накренилась, потеряла геометрию, и отходит от дома. Казалось бы, выбирали самые лучшие материалы, почему же после 2-3 лет эксплуатации крыльцо уже требует ремонта?

А ответ хоть и на поверхности, но зарыт в земле: при строительстве неправильно организован фундамент, не было уделено должного внимания дренажу и гидроизоляции, к тому же привязка пристройки и дома была выполнена с нарушениями нормативов СНиП.

Если пренебречь технологией заложения основания, потом хоть 10 слоев сетки обмотай вокруг крыльца, делай каждый год капитальный ремонт, привари металлические уголки, и зацементируй, оно будет трескаться. Силы пучения действуют на выталкивание и на сжатие, неправильный фундамент просто выдавит, пристройку перекосит, отсюда и последующие деформации.  А если у крыльца не грамотно организована, или вообще отсутствует гидроизоляция, то в сезон дождей и при высоком уровне грунтовых вод, материалы будут напитываться влагой. В мороз вода превратится в лед, и он просто разорвет материалы изнутри. Бетон полопается, плитка отпадет, покраску вспучит, дерево начнет гнить, а кроме всего прочего, в стыках появится плесень и грибок, которые потом очень сложно вывести, а закрасить так практически невозможно.

Приставное деревянное крылечко
Даже под небольшим крыльцом должен быть фундамент, иначе ремонт придется делать каждый год

С чего начать ремонт

Выходит, как ни крути, а ремонт крыльца дома, следует начинать с ремонта фундамента. Лучше всего, если под крыльцо заложена мелкозаглубленная, на 700 мм вглубь, лента или плита, либо сваи, которые всегда углубляются на 300 мм ниже уровня промерзания грунта. Конечно, для небольшой пристройки нет смысла, «вбухивать» средства и силы в фундамент, в таких случаях можно обойтись и столбчатым основанием.

Приступая к ремонту крыльца, раскопайте его основание по периметру на всю глубину, очистите от грунта, внимательно обследуйте конструкцию. Если основание повреждено, выполнено с нарушениями, или его вообще нет, придется исправлять ошибки, иначе ремонт крыльца станет вашим сезонным хобби.

Подоприте пристройку на бочки, домкраты, столбы. Если вы решились делать столбчатое основание, то по углам конструкции выкопайте ямы, если ленточное, то придется вырыть траншею по периметру. Обязательно выровняйте дно, и насыпьте слой щебня 200 мм и такой же слой песка, утрамбуйте. Застелите подушку рубероидом, стыки делайте внахлест 100 мм, спаяйте горелкой.

Щель между кирпичным крылечком и домом
Если между крыльцом и домом появилась щель, при ремонте скрепите конструкции на металлические уголки и анкера, сделайте деформационный шов, который можно задекорировать и покрасить

Ленточное основание придется заливать частями. Установите опалубку, устройте армирующий каркас, залейте те части, где не мешают опоры. Через 7 суток можно убрать подпорки, и залить остальную часть фундамента. Еще через неделю можно снять опалубку, бока ленты тщательно покрасить битумной мастикой, сверху уложить рубероид, такая гидроизоляция убережет крыльцо от влаги.

Столбчатое основание можно выложить из кирпичей, для этого потребуется красный забутовочный кирпич, а можно установить железную трубу или бревно. Но наиболее прочным и долговечным будет бетонный столбик. На подготовленную подушку налейте немного бетона, установите в него арматуру строго вертикально, обмотайте ее рубероидом на 2 слоя, сформируйте столб. Заполните его бетоном до нужной высоты.

Устройство столбчатого фундамента для крыльца
Схема, как заложить столбчатый фундамент

Если же после откопки, выяснилось, что фундамент все-таки есть, и он заложен с соблюдением всех правил, значит, крыльцо потребовало ремонта, потому что использовались некачественные материалы, или был нарушен технологический процесс строительства и отделки. В любом случае, покрасьте бока фундамента битумом, либо обклейте рубероидом, сверху можно напылить слой полиуретана, для утепления. Сделайте обратную засыпку грунта, тщательно утрамбуйте поверхность.

Совет: Если дом и крыльцо устроены на разных основаниях, то на этом этапе ремонта, столбы и ленту можно привязать к фундаменту дома на анкера, либо на уголки и дюбель-гвозди. Если пристройка небольшая, а основной фундамент заложен с большим запасом прочности, то можно в нем выдолбить отверстия до армирующего каркаса, от него выпустить поперечную арматуру, к которой и будет крепиться основание крыльца. Но такая жесткая привязка при неграмотном расчете может навредить главному фундаменту, поэтому самостоятельно лучше не рисковать.

Ремонт наружной части крыльца

Крыльцо для дома делают из разных материалов, это и камень, и кирпич, и дерево, и бетон, и металл. Соответственно, к ремонту надо подходить сугубо индивидуально. Если разобрать крыльцо по составляющим, то в любой конструкции есть:

Ремонт следует начинать с ремонта и укрепления боков, далее — вертикальные опоры и навес, затем ремонтируется ограждение и ступени.

Как отремонтировать деревянное крыльцо

Чтобы ремонт деревянного крыльца прослужил как можно дольше, очистите пристройку от вспученной старой покраски, все детали из дерева тщательно обследуйте на предмет черных пятен-грибка. Если обнаружены пораженные участки, их лучше заменить, но можно зачистить, и обработать раствором медного купороса.

Далее следует отремонтировать косоур. Для этого можно выпилить деталь по форме боковины, а можно просто взять доску или пару брусков, и прикрутить с внутренней стороны. Хорошо прочистите все щели и небольшие сгнившие и трухлявые участки. Сделайте для ремонта деталей смесь опилок и эпоксидной смолы, аккуратно заделайте огрехи шпателем. Когда раствор высохнет, подправьте неровности наждачкой.

Деревянное крылечко на кирпичных опорах
Схема деревянного крыльца на столбах из кирпича

Столбы и ограждение укрепите на металлические уголки и саморезы, сломанные балясины замените. Особое внимание уделите ремонту мест примыкания крыльца с домом, там не должно быть трещин. Если навес отошел от стены, то его следует притянуть на уголки, а стык заделать специальной армирующей сеткой и эпоксидной смолой. Если ступени провисли или в них появились поперечные трещины, то их лучше заменить, для ремонта подойдет деревянный щит толщиной 40-50 мм твердых пород дерева.

Хорошо отшлифуйте все крылечко, пропитайте противопожарным составом, и покрасьте антисептиком, Сенеженем или Неомидом. Далее, чтобы покраска деревянного крыльца не облезла через год, все поверхности, особенно торцы, загрунтуйте на 2 слоя, под лак покрасьте прозрачной грунтовкой, под краску – нейтральной, светло-серой. Ровные поверхности прокрашивайте валиком, а углы лучше красить кистью.

При необходимости подтеки и неровности подчистите мелкой наждачкой, пыль тщательно сдуйте. Сверху можно нанести любую эмаль для наружных работ, либо покрасить колерованным маслом без воска, так же есть масло «нонслив» со специально добавкой, с антискользящим эффектом, оно подходит для покраски ступеней.

Нельзя определенно ответить, чем лучше покрасить деревянное крыльцо. Например, до появления всех новомодных красок, ступени при ремонте покрывали 2 слоями олифы, а после высыхание красили эмалью или масляной краской. А сегодня можно выстелись пол на крыльце декингом, который точь-в-точь имитирует натуральную древесину, но при этом не гниет и не поддерживает развитие грибка. Как правило, палубная доска уже покрашена на производстве, и не требует финишной отделки при ремонте, поэтому вопрос, чем покрасить крыльцо на улице отпадет сам собой.

Совет: Чтобы деревянное крыльцо после ремонта выглядело нарядно, украсьте его готовыми резными элементами. Красивый узор на козырьке и фигурные балясины можно купить относительно недорого, но зато крыльцо приобретет индивидуальность и выразительность. Покрасить такой декой можно любой краской для наружных работ.

Как отремонтировать крыльцо из бетона

Ремонт бетонного крыльца начинается с простукивания поверхностей молоточком весом 0,5-0,6 кг, и ручкой длиной 0,5 м. Наносите удары средней силы, если удар глухой, значит внутри пустота, следует ее разбить, если удар звонкий, значит бетон крепкий и не требует ремонта. После обработки тщательно выметите крыльцо, удалите грязи и пыль.

Исследуйте конструкцию на предмет щелей, особенно в стыках и в местах прилегания крыльца к дому: важные места – верхняя площадка и козырек. Если в стыках наметился зазор, расковыряйте шов, обработайте адгезийными составами, закрасьте толстым слоем  клея ПВА, замажьте сверху цементно-песчаным раствором. Если необходимо, стяните конструкцию на металлические уголки, сверху наклейте на битум заплатку из оцинкованной ленты, притяните ее дубель-гвоздями.

Цементирование поврежденных углов крыльца
Мелкий ремонт можно выполнить цементно-песчаным раствором с добавлением ПВА-клея

Далее можно делать ремонт бетонных ступеней крыльца. Если отбились только уголки, то замажьте дефекты смесью цемента, ПВА и песка. Для опалубки, чтобы подравнять ребра, используйте доску, хорошо вымоченную в воде, чтобы она не забирала влагу из раствора. Для укрепления ступеней после ремонта рекомендуется их по периметру обварить металлическим уголком.

Чтобы упрочнить бетонный слой, крыльцо можно покрасить полиуретановым, двухкомпонентным компаундом глубокого проникновения. Сначала красится первый слой, для этого компаунд разводится специальным растворителем 1:4, и валиком равномерно наносится на поверхности. После высыхания, крыльцо красится концентрированным раствором. Расход на 1 м2 — 0,8 кг. Чтобы ремонт прослужил дольше, лучше покрасить бетон на 3 слоя.

Важно: С таким покрытием, крыльцо после ремонта нельзя будет покрасить никаким цветом, так как пропитка очень прочная, и сводит проникающую способность цветных компонентов практически к нулю.

Капитальный ремонт бетонного крыльца
Для капитального ремонта потребуется прикрепить на углы арматуру, проложить ступени сеткой, сделать обрешетку и залить крыльцо стяжкой

Если края сильно разрушены, то потребуется капитальный ремонт ступенек крыльца.  Сбейте торцевые углы под 45о. Вырежьте арматуру с сечением 8-10 мм, по длине ступеней. Прикрутите пруты к наружным углам ступеней с помощью хомутов, нарезанных из оцинкованной ленты, или воспользуйтесь специальным профилем для армирования углов. На ступени дюбель-гвоздями прикрутите сетку-рабицу. Сделайте опалубку, и залейте слой в 20-40 мм цементно-песчаного раствора с добавлением клея ПВА. Хорошо затрите все неровности, чтобы не потребовался мелкий ремонт, оставьте на 2 недели, после чего снимите опалубку.

Когда бетон встанет,  можно отделать крыльцо гранитом, клинкером, керамической или тротуарной плиткой. Чтобы сократить расходы на ремонт, крыльцо просто красят.

Покраска бетонного крыльца после ремонта
Фото, как красиво и недорого отремонтировать крыльцо загородного дома, ступени покрашены компаундом с добавлением пигментов

Важно: Нельзя красить свежий бетон, раствору необходимо полностью встать, для этого требуется не меньше месяца.

Прежде чем покрасить бетонное крыльцо, его необходимо подготовить. Если после ремонта где-то еще осталась старая краска, снимите ее щеткой или скребком. Смойте все загрязнения, сдуйте пыль. Для удаления жирных и масляных пятен покрасьте поверхности раствором трех-замещенного ортофосфата натрия, оставьте до полного высыхания. Зашпатлюйте герметиком либо мелкой шпатлевкой оставшиеся дефекты. Для повышения адгезии покрасьте крыльцо грунтовкой по бетону. Финишным покрытием могут послужить эпоксидные красители или краски для бетона с акрило-латексной основой. Обычно, для качественного ремонта, достаточно 2-3 слоев. Цвет краски может быть как в тон общей отделки, так и контрастным к общему дизайну крыльца.

izibro.ru